воскресенье, 25 августа 2013 г.

От В.А. Сухомлинского... до нас...

Как много раз мы слышали имена великих педагогов: Шацкий, Сухомлинский, Корчак, Гальперин, Дистервег, Амонашвили и многие-многие другие. Почему я не распределила этих действительно великих людей во временной линейке? Да потому что они, их труды, их взгляды не имеют времени, не имеют сроков жизни. Они всегда настолько актуальны, что задумываешься "А нужно ли что-то искать, если уже всё найдено".
Выбирая того педагога, о ком бы хотелось поделиться с читателями, коллегами, а может с тем, кто просто забредет на мою страничку, задумалась... Ушинский - "Родное слово", идеи воспитания Человека (именно с большой буквы!), которые научили думать, обучать и воспитывать. Корчак - перед глазами, конечно же, газовая камера. Кстати, может кому интересно, совсем недавно посмотрела фильм "Мальчик в полосатой пижаме" - хоть и со стороны немцев, но очень уж наглядно показывает весь ужас еврейской жизни в те времена. Отвлеклась я... Но правда, радостно, что при назывании фамилий великих педагогов всплывает не просто сухие слова, а отклик на их труды.
Поэтому решила все-таки рассказать, показать, представить отклик именно на творчество .
Василия Александровича Сухомлинского
52 года - кажется совсем мало для человека. А сколько успел он сделать? Конечно, в двух словах и даже предложениях не скажешь. Педагог-новатор - это в то время! А сейчас? Кто сейчас может похвастаться внедрением новых, прогрессивных идей? Думаю, не так много педагогов способны на это. Обычно в наших школах кто - взрослые женщины, которые учат всегда по одной и той же "тропинке".
Ну что ж, попытаюсь найти отклик его идей и во мне, в моем педагогическом творчестве, хотя оно, по сравнению со многими, совсем мало - всего 2 года.

О роли природы в обучении

Сухомлинский сказал : "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами"
К сожалению, такие природные воспитатели стали не доступны современным детям наших городов. Дети младшего школьного возраста воспринимают окружающий мир на предметно-деятельностной и обязательно на эмоционально-чувственной основе, а значит, им необходим непосредственный контакт с природой, в чем они, к сожалению крайне ограничены. Обсудив с родителями эту проблему, мы стали инициаторами создания особого зеленого уголка на территории школы.
Каждый класс, желающий участвовать в проекте, получил в свое распоряжение участок земли.
И вот настал весенний день, когда семьи с инструментами в рабочей форме собрались на нашем участке. Как удивительно было смотреть – папа брал лопату, за ним и сын. На глазах образовывалась ямка для дерева. Мама объясняет, что сосенку установить нужно, учитывая направление сторон горизонта, когда она росла в питомнике. Папоротник размещают в тени,  а ромашку, наоборот, на самом светлом месте. Вот сколько загадок природы приготовил наш участок для моих ребят.

Параллельно с нами трудились и семьи других классов. Наш школьный двор превратился в «Изумрудный островок». Осенью на нашем островке была заложена Ломоносовская аллея, в честь 300летия  Михаила Васильевича Ломоносова. Каждый класс посадил кедр, который будет расти одновременно с нашими учениками.
С приходом настоящего тепла мы добавили летние растения: тагетис, календула, виолы. Мы уходили на каникулы, а участок оставался, он требовал внимания и ухода. Возникла проблема. Ее решение нашли сами родители – предложили составить график – каждая семья работала на участке 3 дня. В это время вели календарь наблюдений. Уже осенью мы имели уголок, где можно провести наблюдения, небольшие исследования и просто пообщаться друг с другом.
Наш участок стал площадкой для проведения внеурочной деятельности кружка «Экологические тропки». Здесь дети наблюдают за изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Ученики воочию убеждаются в различии хвойных растений – кедра и сосны, ели и пихты. Ребята выясняют, почему лиственницу назвали именно так, любуются осенним разноцветьем листьев рябины, клёна, берёзы и других деревьев.
А некоторых ребят заинтересовали исследовательские работы о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие растений. Одна из учениц подготовила работу «Любимый цветок города». Это жарки (даже на гербе гимназии они есть) – много их и на нашем участке. А Полина, проведя летние каникулы в Гатчине Ленинградской области, привезла от бабушки купальницу европейскую и решила посадить ее на нашем участке. Мы заботливо укутали ее перед морозами, зимой засыпали снегом, и теперь с нетерпением и волнением ждем, как перенесла нашу лютую зиму нежная красавица.
Мы гордимся своим участком и с уверенностью можем сказать "Это наше творение, наша гордость!"


5 комментариев:

  1. Прекрасный проект! Здорово! Спасибо, с большим удовольствием посмотрела материал!

    ОтветитьУдалить
  2. Мне тоже очень понравился этот проект! Настоящий творческий подход!

    ОтветитьУдалить
  3. Анна, спасибо за такую прекрасную информацию!
    Я тоже в своем блоге взяла В.А. Сухомлинского, у Вас совсем другом ракурсе.Понравился!

    ОтветитьУдалить
  4. Слов нет. Что можно сказать про такое серьезное отношение к работе с детьми!

    ОтветитьУдалить
  5. Коллеги, спасибо за ваши отзывы. Вы не представляете, как мне приятно читать! Спасибо!

    ОтветитьУдалить